Close
Границы – главная профилактика насилия

Границы – главная профилактика насилия

На детской площадке гуляют дети. Рядом стоят их мамы. Всем детям 5-6 лет, и они ходят в один садик. Они знают друг друга, и хорошо вместе играют. Но в этот раз что-то пошло не так.

Одна девочка предлагает игру в полицейских и вора. Детям нравится эта игра, но никто не хочет быть вором. Девочка хочет, чтобы один из мальчиков побыл вором.

Другие дети захвачены игрой: они хотят, наконец-то, играть. Пусть названный мальчик будет вором.

Однако мальчик не хочет быть вором. Он тоже хочет играть в полицейского.
Мальчик чувствует давление: его сил уже не хватает на то, чтобы сопротивляться. От отчаяния и бессилия он плачет.

Мама мальчика испытывает сильную тревогу, к которой присоединяется боль.
Она вспоминает похожие эпизоды из детства, когда группа детей навязывала ей роли и правила, и она оказывалась беззащитной перед давлением. Помощи не было.

Мама мальчика изо всех сил контейнирует свои чувства. Она не знает, как защитить своего ребенка.
Другие мамы ругают своих детей. Начинается апокалипсис.

….Дети не знают, что такое границы. Если они захвачены игрой, или желанием, им кажется, что весь мир хочет того же самого. Они еще не знают, что другие люди могут чего-то не хотеть. И они не знают, как с этим обходиться.

В подобных ситуациях детям нужны не нравоучения, не наказания, и не спасательство. Детям нужен новый опыт, потому что пришло время. Пришло время познакомиться с тем, что другой человек может не хотеть того же самого. И научиться с этим обходиться.

… Знаешь, если другой говорит «нет, я не буду» — это… как дверь. И дверь закрыта. Ты можешь постучаться, пригласить. Но если тебе сказали «нет», эта дверь закрыта. Нельзя входить, если тебе не открыли.

У тебя тоже есть такая дверь. К тебе могут постучать, и, если ты не хочешь, ты говоришь «нет». Это значит, что твоя дверь закрыта. Ты открываешь дверь, если ты хочешь играть, и если ты согласен на роль, которую тебе предложили.

…Такой опыт случится не раз, и не два. Но каждый раз ребенок, без обвинений, и наказаний, узнает, что Другой может быть отдельным от него. И он может быть отдельным.

Границы – главная профилактика насилия.
Наличие и уважение границ личности должно стать нормой цивилизованного общества.