Close
Бывает ли критика конструктивной?

Бывает ли критика конструктивной?

Почему так развита критика?

Потому что мы с самого раннего детства привыкаем, что мы не совершенны, и нужно совершенствовать себя, чтобы достичь некоего идеала.

Нам постоянно показывают эти «идеалы». Это девочка, которая лучше других учится, это успешный бизнесмен, это женщина, ухаживающая за своей красотой.

И все бы хорошо, если бы не подмена понятий. Критика не стимулирует нас становиться лучше. Она заставляет чувствовать себя плохо, ничтожно и недостойно.

Для защиты самоуважения начинают формироваться токсичные процессы в психике. Одна часть человека нападает на другую, «несовершенную» его часть. Несовершенная часть страдает и сопротивляется. Повлиять на это нельзя, потому что это психика, там не удастся рулить руками. Но вот заметить последствия психологических травм вполне можно.

Но… все это так привычно — считать, что только поругав себя или ребенка, можно получить желательные изменения.

Привычное, тем не менее, оказывается в корне неверным и токсичным.

Необходимо сохранить достоинство и самоуважение человека. Это можно достичь принятием.

Когда мы научимся принимать себя, считая себя достойными просто по факту рождения, мы научимся ставить задачи, если хотим что-то реализовать. И эти задачи не будут включать токсичную внутреннюю цепочку: сравнения себя с кем-то, нападки на себя, защиты от нападок… В конечном итоге не остается сил ни на какие достижения. Все силы ушли на сравнения и защиты от них.

Итак, бывает ли критика конструктивной? Я бы ставила по-другому вопрос: а когда она бывает уместной?

Очевидно, что оценка и критика уместны там, где учатся. Вы чему-то учитесь, и вас обучают мастерству, тренируя и оттачивая ваши навыки. Это институты для взрослых. Не для детей.

Дети очень чувствительны к оценке и обесцениванию. Они не могут защититься от сравнений, унижений и критики. Их самоощущение себя деформируется. Они учатся токсичному обращению с собой и с близкими людьми.

Школе хорошо бы избавиться от оценок. Школа немалый вклад вносит в общих фон токсичности между людьми. Как я уже сказала, там мы учимся тому, что оценивать личность — это нормально и правильно. Но это не так.

По-хорошему, учитель — это тот, кто терпеливо и щедро выращивает и поощряет нужные для жизни навыки, избегая при этом критики.

А в отношениях между людьми это яд, который портит нам жизнь. Посудите сами. Что вы чувствуете, когда вас критикуют?

Какая существует альтернатива? Да просто говорим о себе — сообщая, что нам нравится, а что не подходит. Что нам важно, а что нет. Этот живой, человеческий вклад в отношения способствует тому, что возникает и укрепляется доверие. Критика разрушает отношения, делая их формальными и обременительными для участников этих отношений.

Автор Иллюстрации: Саша Луки