Close
Как с помощью манипуляций нас приучают к подмене смыслов?

Как с помощью манипуляций нас приучают к подмене смыслов?

Надеюсь, читатель этих строк достаточно осознан и признает, что может манипулировать в тех или иных обстоятельствах.

Если же вы не признаете, что можете манипулировать, вы не сможете распознать манипуляцию, направленную на вас. Потому что она для вас естественна и обычна.

Расскажу одну историю. Девочка очень любила теннис. Бежала на корт с четырех лет и тренировалась.

Взрослые видели и рвение, и задатки. И решили, что это хороший способ приучить ребенка к труду, дисциплине, обеспечить ему социальный лифт…

И вот родители и тренеры хвалят ее за усердие, ставят задачи и постоянно повышают планку: а теперь надо стать кандидатом в мастера спорта. А теперь –мастером спорта. А теперь – попасть в сборную…

И ребенок искренне думает, что все это ему на пользу и во благо. А еще он видит, что родители водят его на тренировки, покупают дорогую амуницию… У девочки создается впечатление, что родители ради нее жертвуют всем. И это снова подстегивает ее достигать тех высот, которые ей поставили.

Однако проходит время, и … откуда-то появляется тревога, заполняющая все внутреннее пространство.

… На консультации женщина признается: очень страшно жить. Не хватает навыка своей, личной жизни, своих проб и ошибок. Слишком привыкла она к чужим целям, чужим планам, чужой воле…

  • Не привыкла действовать сама;
  • Не привыкла ошибаться и извлекать уроки из ошибок;
  • Не может отказаться от подсказки, которую уже никто не может дать.

Зачем взрослые это делают? Зачем подменивают смыслы? В данном случае девочке нравится играть – это и должно остаться ее детским смыслом. Зачем ставить задачи, впутывая ее в свою взрослую игру и фактически, обманывая ее?

Взрослые подменяют смыслы детям – потому что сами верят в них.

«Тебе надо закончить именно эту школу, поступить именно в этот институт».

«Ты нам обязан, ведь мы столько для тебя сделали».

«Любят и дружат только с хорошими девочками и мальчиками, а плохих – бросают, их никто не любит»…

Они дают вам понять, что если вы не выполните поставленные задачи, вас отвергнут, будут считать плохим, лишат любви.

И тогда вы невольно подчиняетесь. Вы ведь хотите быть любимым и принятым. Вы не настаиваете, потому что не готовы рисковать тем, что вам так важно – принятием, любовью взрослых.

И вот, будучи взрослым вы обнаруживаете, что хотите нравиться всем настолько, что даже не знаете, какой вы на самом деле. Вы уже привыкли подстраиваться.

А когда авторитетные, с вашей точки зрения люди внушают вам, как правильно поступать – вы можете засомневаться в себе, но не сможете засомневаться в них. Ведь вы привыкли к тому, что взрослые люде важнее и авторитетнее вас.

И вы отказываетесь и от своих чувств, и от своих желаний. Потому что плохим и неправильным быть очень страшно – и потому что «плохих» не любят…

В результате манипуляций появляются не верящие себе люди, не понимающие себя, не знающие себя. Люди, готовые опереться на авторитета, но не способные опереться на себя.

Это люди тревожные, запуганные, лишенные внутренних опор.

Найти себя и признать – это задача, которая требует множества усилий – ведь личность выстраивалась вокруг чужих смыслов.

А собственные пути и идеи даже не успели проявиться – на это не было родительской воли, и поэтому не было пространства для роста.

🌹Каждому родителю стоит об этом помнить – вы сейчас одержали победу, уговорив ребенка пойти по тому пути, который вы ему проложили.

А в будущем такая победа обернется его поражением, которое собьет его с ног, и он даже не сможет понять, почему он не имеет собственных опор.

Друзья, хочу предложить вам поучаствовать в новом проекте, в котором будет минимум психологии, зато будут медитации, телесные практики и много объятий😌

Под одной крышей: Доверие, Близость, Контакт – телесные практики в Москве и Санкт-Петербурге