Как пережить, что твой ребенок остался с матерью, а вы расстались?
… Его голос звучит монотонно. Я вижу, как он старательно прячет эмоции, но я чувствую страдание.
— Я очень скучаю по нему… По своему сыну.
— Ты живешь отдельно? Почему?
— Потому что я не могу общаться с его матерью…
Он рассказывает о том, как все начиналось, и чем закончилось.
Начиналось волшебно, но потом родился ребенок. Женщина вдруг стала очень требовательной, а он стал вдруг ужасно плохим и виноватым.
Ему хотелось убежать от обвинений, и он так и сделал. И теперь не видит сына.
Я спрашиваю, что же изменилось в их отношениях. Он говорит о каких-то деталях, но, кажется, упускает самое важное.
Я чувствую, что он не выдерживает. Не выдерживает накала эмоций, не выдерживает претензий и обвинений. И я чувствую, что женщина от такой неустойчивой позиции, и от убегания-ускользания становится еще более агрессивной и обиженной.
Похоже, что, когда не было ребенка, не было и повода узнать про эту неустойчивость. Лишних забот не было, и не было ответственности, и не было тревоги у женщины за будущее малыша. И неоткуда было взяться испытанию такого рода, чтобы узнать заранее, как они его выдержат.
Я вижу, что от агрессии и ожиданий партнерши он теряет остатки опоры на себя.
Я спрашиваю: «Что происходит с опорой? Ты как будто не женщину обиженную видишь, а страшную мегеру, угрожающую тебе расправой».
Он соглашается: «Так и есть».
Несколько криков… и он уже не взрослый и уверенный в себе мужчина, а маленький напуганный мальчик, который хочет убежать и спрятаться от фурии, как будто она угрожает ему.
… Я сожалею ему в том, как это больно – не видеть своего ребенка. И в том, как это тяжело – терять внутреннюю опору. Он смотрит на меня с доверием.
…А после сессии я думаю о том, как много мужчин и женщин ломаются об испытания детьми и семьей, потому что у них нет хорошего опыта, на который они могли бы опереться.
Нет опыта здоровых отношений между родителями. Нет опыта отношений с самими собой, чтобы уважать себя и чувствовать свою ценность.
И есть очень много детского страха перед училками, воспитательницами, другими взрослыми людьми, которые совершенно не сознавали, какой они наносили ущерб детям, когда кричали на них, пугали, и унижали. Они оставили за собой много вот таких разрушенных внутренних опор.