Когда другие люди дают нам обратную связь о нас самих, это может помочь нам. Мы можем увидеть такие части самих себя, такие реакции, которые мы не замечаем. Потому что наши реакции, по большей части, автоматические.
Можно сказать, что мы настолько привыкаем к себе, что перестаем замечать. Интересно, что внешность и одежду мы замечаем, как и все то, что ценится в материальном мире. А вот свои реакции — нет. Не видим.
И это очень печально, потому что мы опираемся именно на признанные части себя. Например, если я знаю, что я любознательная, или нетерпеливая, или мне нужно время, чтобы сообразить, и при этом я не даю себе оценку… Это опора. Опора на принятие себя вот с такими качествами.
Внутренние опоры намного сильнее внешних. Но мы все равно смотрим на внешнюю красоту или успешность, или наличие имущества, сравниваем себя с кем-то…. Мы опираемся на внешнее, недооценивая принятие себя как опору.
… Но вернемся к обратной связи. Другие люди могут замечать в нас какие-то качества или реакции, и «возвращать» нам их, то есть сообщать о них.
Но вот от того, как они это делают, будет зависеть качество этой обратной связи.
Одна обратная связь нас наполнит, а другая обесточит и заставить потратить все силы на то, чтобы ее выдержать.
Все зависит от того, что вложено в эту обратную связь, какое именно послание. Если вложено осуждение, зависть, злость, пренебрежение, и так далее, то пиши пропало. От такой обратной связи приходится защищаться.
Оценка. Это какие угодно слова, главное, что в них вложено.»Ты никакой психолог, плохая мать, ты скучный человек».
Что чувствует говорящий? Возможно, он разочарован, или зол, или тот, кого он оценивает, выходит за его рамки представлений. Не осознавая свои чувства, он дает оценку. Чем сильнее он разочарован, тем сильнее послание, и больнее удар.
Интерпретация. Тот, кто дает обратную связь, опирается на реальные реакции и поступки, но придает им свой смысл. Справедливости ради стоит сказать, что интерпретации — не абсолютное зло. Они даже могут помочь. Я, как психолог, часто интерпретирую, потому что мой клиент не осознает смысла в своих реакциях. Между тем, они всегда есть. Есть смысл в том, что он вредит себе, или нападает на ребенка, или убегает от реальности.
Однако интерпретация может быть совершенно мимо. И рассказывать больше о том, кто дает обратную связь.
«А, ты злишься? Значит, завидуешь. Значит, чувствуешь, что не права» и так далее.
И, наконец, отражение. Тот, кто дает обратную связь, просто называет то, что видит.
«Я заметил, что ты всегда заказываешь одну и ту же еду»
«Я заметила, что когда мы говорим о твоей маме, ты сворачиваешь разговор».
В отражение не вложены чувства, послания, и ожидания. Это просто зеркало. И потому такое зеркало обладает наибольшей ценностью: мы смотримся в него и видим то, что было скрыто от нашего внимания.
Однако даже в экологичной обратной связи нужно быть осторожными и прекращать ее, если наш собеседник к ней не готов.