Close
Раньше я боялась совершить ошибку. Что изменилось?

Раньше я боялась совершить ошибку. Что изменилось?

Еще вчера я испытывала страх совершить ошибку, а сегодня чувствую, что не отвечаю за всех. Что же произошло?

…Одна моя клиентка довольно детально описывала состояние своего страха перед другими людьми:

Я постоянно слежу за собой – хорошо ли выгляжу, правильно ли села, правильно ли шла по лестнице… Как ответила, не вызвал ли мой ответ недовольства… Все ли все поняли, или я что-то недоговорила, недоделала… В случае, если я получаю «негативную» реакцию или даже намек на нее, я чувствую себя очень плохо, меня охватывает стыд, вина, и я боюсь, что никого больше не заинтересую.

Это – то, что женщина осознавала, когда пришла в терапию, но она не могла понять причины такого самоконтроля, и не знала, почему эти реакции постоянно повторяются.

В течение некоторого времени мы выяснили, что самоконтроль явился следствием страха отвержения. А это значит, что отвержение было в ее более ранней истории.

Не сразу стало понятно, что самый большой ущерб своей личности она получила в школе, где она не только не могла проявить себя, но и постоянно получала послания, что такой быть нельзя и нужно становиться другой.

То есть школа стала еще одной родительской фигурой, в которой формировалось и закреплялось стойкое непринятие себя, своей индивидуальности, и крепла идея, что такой, какой она, быть нельзя.

Надо сказать, что эта женщина – впечатлительная, тонкая в восприятии, ей нужно некоторое время на осмысление логического – в целом, совершенно нормальный человек, но, вероятно, учителя подобрались, как на подбор, со стойкой нетерпимостью к ее типажу, постоянно давая понять, что нужно быть другой.

И вот с таким жестким непринятием себя она выходит в жизнь, и это отражается на всех ее отношениях – от близких до рабочих.

Больше всего она озабочена тем, как ее видят другие люди, довольны ли, считают ли хорошей. Поэтому вся энергия сосредоточена внутри: нужно себя контролировать, ругать, если что-то идет не так, а потом выдерживать последствия своих же атак.

Другие люди для нее – только проекции, живыми она их не видит. Потому что они «выше» ее, грандиознее, «правильнее», и могут ее осудить. И все это – не осознано. Бесконечный бессознательный бег по одному кругу.

В нашей совместной работе мы начинаем восстанавливать причины и следствия.

Оказывается, что:

1. Страх, стыд и вина – это ее чувства, а не следствие ее объективной «плохости»

2. Все эти чувства повторяются в похожих ситуациях, на которые она проецирует прошлое, а именно – что ее не принимают и переделывают

3. Есть триггеры, которые запускают эти реакции, например, недовольство других людей

4. Контроль, изоляция, оценки и суждения, которые она использует, чтобы поддержать свою самооценку – это защиты, следствия травмы

5. Становится понятно, что травму нанесли в школе, то есть установлена причина воспроизводящегося негативного эмоционального фона

6. После установления всех звеньев цепи приходит осознание, что именно с ней случилось, начинается процесс горевания травмы

7. Женщина может выходить в позицию наблюдателя, и перестает бесконечно впадать в одни и те же реакции, может называть свои чувства, то есть брать за них ответственность

8. После переживания горечи, злости, после установления границ безопасности (теперь я не позволю подобному случиться со мной), высвобождается энергия.

Та самая энергия, которая использовалась для контроля себя, удержания чувств в Тени, а также на сокрытие правды о том, что с ней произошло.

Эта энергия уходит теперь на то, чтобы быть здесь и сейчас, а не в прошлом. А также на то, чтобы наконец-то заметить, что другие люди – это не фигуры из прошлого, а такие же живые люди, как и она сама. Достаточно живые, чтобы стать интересными для отношений.

Вот что она говорит после того, как сепарация произошла:

Я могу быть непосредственной, мне не нужно контролировать каждый свой шаг – как я иду, как поворачиваю голову, что пишу в чате (раньше я подбирала каждое слово, а теперь меня отпустило). Это такая легкость!

Даже если меня не поймут, я смогу объяснить. Мне не нужно больше проверять, достаточно ли понятно я написала. Еще у меня появилось право задавать вопросы, если я что-то не поняла. Раньше я боялась показаться глупой.

Я не должна сразу все понимать! Это такое облегчение! И сразу становится интересно – выйти из дома, зайти в те места, которые я раньше обходила стороной.

… Теперь я понимаю, почему я такая была недоверчивая. Я все время сомневалась в людях, в том, что они говорят.

Я могла полагаться только на себя, хотя сил уже не было. А сейчас я полагаюсь и на себя, и на них.

Мне нравится чувство свободы, интереса и ощущение своего достоинства…

…. Произошло разделение – женщина отдельно, школа отдельно. Когда происходит разделение, происходит разделение ответственности.

… Ты не отвечаешь за то, чтобы тебя поняли идеально. Ты отдаешь другим людям ответственность переспросить, и даже вообще не понять.

Настоящая сепарация – это про то, что ты уже больше не ребенок, который на себя берет ответственность за других.

Ты больше веришь в других людей и их способность справляться с тем, что им доставляет дискомфорт.


Вы найдете еще больше поддержки и ответов на свои вопросы на моем телеграм-канале: Психолог Вероника Хлебова!